(Рождественский Порфирий Федорович; 11.02.1866, Грайворонский у. Курской губ.- 20.04. 1934, Нью-Йорк, США), митр. всея Америки и Канады, глава Митрополичьего округа в Северной Америке. Из семьи священника. В 1886 г. окончил Курскую ДС. 6 янв. 1887 г. рукоположен во иерея. Служил священником на одном из сельских приходов Курской епархии, преподавал в церковноприходской школе. Овдовев, оставил приходское служение и в 1891 г. поступил в КДА. В 1894 г., на 4-м курсе академии, принял монашество с именем Платон. В 1895 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия, был оставлен при академии профессорским стипендиатом. Со следующего года исполнял должность доцента, читал лекции по нравственному богословию на 3-м и 4-м курсах. В 1898 г. удостоен Советом КДА степени магистра богословия за соч. «Древний Восток при свете Божественного Откровения». В том же году назначен помощником инспектора, затем - инспектором академии, стал экстраординарным профессором КДА, был возведен в сан архимандрита. В 1902 г. назначен ректором КДА и 3 июня того же года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Хиротонию в великой ц. Киево-Братского в честь Богоявления монастыря возглавил Киевский и Галицкий митр. Феогност (Лебедев). Во время пребывания на Чигиринской кафедре являлся настоятелем Киево-Братского монастыря. С 1906 г. издавал ж. «Церковь и народ». По словам современников, пользовался популярностью во всех слоях киевского общества. 12 февр. 1907 г. избран депутатом II Гос. думы от г. Киева, вошел в правую фракцию. После проведенной в марте-апр. того же года ревизии КДА возник острый конфликт между П. и руководившим ревизией Волынским еп. Антонием (Храповицким; впосл. митрополит). Конфликт привел к уходу П. с должности ректора КДА и, по мнению современников, впосл. отразился на его сложных взаимоотношениях с митр. Антонием.
8 июня 1907 г. П. был возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Алеутской и Североамериканской епархии, сменив на кафедре архиеп. свт. Тихона (Беллавина; впосл. патриарх Московский и всея России). В 1909 г. вызывался для присутствия в Синод. В период управления П. Североамериканской епархией там увеличилось число приходов, прежде всего - за счет возвращавшихся из унии украинских общин. В 1913 г. основанная свт. Тихоном в Миннеаполисе ДС была перенесена в Тенафлай (шт. Нью-Джерси), где для нее приобрели особняк с земельным участком. В честь небесного покровителя П. она была переименована в Свято-Платоновскую ДС. В особняке разместились общежитие, классные комнаты, адм. помещения и часовня, освященная во имя св. Платона, исп. Студитского. Семинария состояла из 3 классов, в каждом из которых воспитанники обучались по 2 года. Преподавание велось по-русски и по-английски. Семинаристы изучали все богословские науки, к-рые преподавали в духовных семинариях в России, а также историю христианства в Америке, историю и обличение Брестской унии, англ. язык и историю англ. лит-ры, амер. гражданское право. На семинарской усадьбе были устроены 2 плодовых сада, огороды, цветники, виноградник.
20 марта 1914 г. П. был назначен архиепископом Кишинёвским и Хотинским. В связи с началом первой мировой войны в Кишинёве были открыты церковный лазарет, трудовое братство при архиерейском доме, приют для сирот войны. В нояб. 1915 г. в целях экономии средств по инициативе П. было принято решение об упразднении Измаильского ДУ и о присоединении его к Кишинёвскому ДУ (отменено после ухода П. с Кишинёвской кафедры в конце того же года). 5 дек. 1915 г. П. назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии. Вызывался к присутствию на зимнюю сессию Синода 1915-1916 гг. В качестве экзарха руководил открытием в грузинских епархиях при мон-рях лазаретов для раненых воинов и приютов для сирот, организовывал помощь беженцам. Был избран почетным членом Петроградской ДА (1915) и КазДА (1916).
После Февральской революции 1917 г. П. столкнулся с бурным развитием национального движения за возрождение самостоятельности Церкви Грузии. 12 марта 1917 г. на Мцхетском Соборе груз. духовенства была провозглашена автокефалия Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 13 марта избранный на Мцхетском Соборе местоблюстителем католикоса ГПЦ Гурийско-Мингрельский еп. Леонид (Окропиридзе; впосл. католикос) письменно известил П., что он смещен с должности экзарха и с кафедры Карталинско-Кахетинского архиепископа и, соответственно, лишен права на управление грузинскими епархиями, приходами и духовными училищами. П. в ответ отказался признать полномочия Мцхетского Собора и заявил, что лишить его звания экзарха может только назначившая его на эту должность высшая духовно-правительственная власть, а не отложившиеся от канонической церковной власти клир и миряне. Практически все грузинские приходы и мон-ри отделились от П., в его подчинении остались русские и др. негрузинские (греческие, осетинские, абхазские и проч.) правосл. общины на территории Закавказья. 22 марта в Тифлисе был созван Собор рус. духовенства и паствы с целью определения позиции по вопросу об автокефалии ГПЦ. П. выступил на Соборе с сообщением о происходящих событиях и предложил в связи с отсутствием на них реакции Синода действовать самостоятельно. Собор принял решение об учреждении Представительского союза русского духовенства и паствы, руководителем которого был избран П. 27 марта 1917 г. Временное правительство признало автокефалию ГПЦ, однако оставило негруз. приходы на территории Грузии в ведении Российской Церкви.
14 апр. 1917 г. решением Временного правительства П. был включен в новый состав Синода, где стал первенствующим архиереем. В связи с усилением активности сторонников церковной автономии на Украине по поручению Синода П. посетил в мае 1917 г. Киев для выяснения ситуации. Участвовал как представитель Синода в работе Всероссийского съезда правосл. духовенства и мирян, на к-ром выступил решительно против предложений нек-рых делегатов укр. епархий об автокефалии Украинской Церкви. От имени Синода объявил членам комиссии Киевской епархиальной рады во главе с еп. Димитрием (Вербицким) о нецелесообразности созыва Всеукраинского Собора ввиду ожидающегося в авг. 1917 г. открытия Всероссийского Поместного Собора (см. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.). 17 июня 1917 г. назначен председателем Совета по укреплению и распространению правосл. веры (бывш. Миссионерский совет) при Синоде. Председательствовал на V Всероссийском миссионерском съезде 25 июля - 5 авг. 1917 г. в Бирюзовском миссионерском мон-ре Херсонской епархии. 13 авг. П. был возведен Синодом в сан митрополита Тифлисского и Бакинского, экзарха Кавказского (Кавказский Экзархат был учрежден Синодом 10 июля того же года для русских и других негрузинских православных приходов на территории Закавказья).
15 авг., при открытии Поместного Собора, сослужил в Успенском соборе Московского Кремля митрополитам священномученикам Киевскому Владимиру (Богоявленскому) и Петроградскому Вениамину (Казанскому). Был избран членом Соборного совета и председателем Отдела о внутренней и внешней миссии. 25 авг. П. сделал на Соборе внеочередное заявление о положении Российской Церкви в Закавказье и о захвате 23 авг. вооруженным груз. отрядом экзаршего дома в Тифлисе (ныне Тбилиси). 20-25 сент. 1917 г. в Тифлисе под председательством П. состоялся I Собор Закавказской Российской Церкви, организационно оформивший структуру Кавказского Экзархата. Были начаты переговоры с груз. стороной о разделе церковного имущества между груз. и рус. приходами, которые, однако, не имели успеха из-за последующих революционных событий. 2 нояб. 1917 г., во время вооруженных столкновений при утверждении в Москве советской власти, П. возглавил соборную делегацию к большевистскому Военно-революционному комитету, тщетно пытаясь прекратить кровопролитие. П. был среди кандидатов во время первых голосований на выборах патриарха на Поместном Соборе. На голосовании 30 окт. за его кандидатуру было подано 22 голоса (4-е место), 31 окт.- 111 голосов (4-е место). В окончательный список из 3 кандидатов для выбора по жребию он не вошел. 7 дек. 1917 г. избран Поместным Собором в состав Синода Российской Православной Церкви.
24 нояб. 1917 г. назначен главой соборной делегации для ознакомления с делами на Украине, где сторонники автокефалии при поддержке пришедшей к власти Центральной рады пытались устранить от церковного управления каноническое священноначалие. Вернувшись из Киева, на соборном заседании 9 дек. представил подробный отчет, на основании которого Всероссийский Собор принял постановление об одобрении созыва на Украине каноничного церковного Собора. 17 дек. 1917 г., после закрытия 1-й сессии Поместного Собора, П. вновь выехал в Киев как представитель патриарха Тихона для содействия устроению Украинской Церкви. 7 янв. 1918 г., после торжественного богослужения в киевском соборе Св. Софии, П. на правах патриаршего представителя объявил об открытии Всеукраинского православного церковного Собора 1918 г. Вскоре выяснилось, что на Соборе сторонники автокефалии оказались в явном меньшинстве. 29 янв. (11 февр.) того же года возглавил отпевание убитого при взятии Киева большевистскими силами Киевского митр. Владимира (Богоявленского). 22 февр. 1918 г. назначен митрополитом Херсонским и Одесским. Во время 2-й сессии Поместного Собора выступил на соборном заседании 4 апр. 1918 г. с докладом Отдела о внутренней и внешней миссии, обрисовав проблемы миссионерской деятельности Российской Церкви в связи со сложившейся в стране ситуацией. В июне-июле того же года П., уже как архиерей укр. епархии, принял участие в работе 2-й сессии Всеукраинского Собора. 9 июля Всеукраинский Собор избрал П. членом Совета епископов (Синода) Украинской Церкви. На 3-й сессии Всеукраинского Собора, в окт.-дек. 1918 г., входил в состав подкомиссии по составлению нового Устава КДА.
С кон. 1918 г. активно поддерживал в ходе гражданской войны Белое движение. Весной 1919 г. стал одним из организаторов церковного управления на территории, контролируемой войсками ген. А. И. Деникина (см. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР)). Принимал участие в совещании епископов и ряда церковных деятелей в Екатеринодаре (ныне Краснодар) 26-27 апр. и в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе 19-24 мая 1919 г. В июне 1919 г. П. совершил поездку из Новороссийска в Нью-Йорк, где был с радостью встречен избранным на II Всеамериканском Соборе (февр. 1919) правящим архиереем Североамериканской епархии архиеп. Александром (Немоловским; впосл. митрополит). Ранее архиеп. Александр получил сведения о гибели П. от рук большевиков и поминал его в числе усопших. Во время пребывания в США П. пытался обеспечить поддержку Белого движения в России со стороны православных и инославных общин, светского общества и представителей амер. властей. В июле по этим вопросам встречался с Президентом США В. Вильсоном. В окт. 1919 г. П. вернулся из Нью-Йорка в Одессу.
В конце того же года пытался организовать в Одессе добровольческий «Отряд священного долга» для участия в обороне города от наступавшей Красной армии. В янв. 1920 г. эвакуирован из Одессы в Болгарию, затем - в Крым. В нояб. того же года вывезен из Крыма в К-поль (Стамбул). 19 нояб. 1920 г. принял участие в 1-м заграничном заседании ВВЦУ ЮВР на борту парохода «Великий кн. Александр Михайлович» в К-польском порту. На этом совещании под председательством митр. Антония (Храповицкого) было принято постановление о продлении полномочий ВВЦУ ЮВР «с обслуживанием всех сторон церковной жизни беженцев и армии во всех государствах»; вскоре ВВЦУ ЮВР было преобразовано в Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ). Из К-поля П. выехал в Грецию, где занял должность настоятеля Троицкого храма при бывш. российской дипломатической миссии в Афинах.
В это время в Североамериканской епархии, лишившейся после 1917 г. денежных поступлений из России и находившейся поэтому в тяжелом финансовом положении, возникли церковные нестроения; часть клира (прежде всего из числа карпатороссов) выражала недовольство архиеп. Александром (Немоловским), утвержденным в должности правящего архиерея патриархом Тихоном 7 сент. 1920 г. Хорошо знавший архиеп. Александра по своему 1-му архиерейскому служению на Североамериканской кафедре П. обратился во ВЦУЗ за разрешением 4-месячного отпуска в Сев. Америку для содействия в устроении там церковных дел. 11 янв. 1921 г. ВЦУЗ дало такое разрешение. В начале апр. того же года П. прибыл в Нью-Йорк. Между тем в марте 1921 г. патриарх Тихон дал поручение провести ревизию Североамериканской епархии управляющему русскими приходами в Зап. Европе архиеп. Евлогию (Георгиевскому; с янв. 1922 митрополит). Архиеп. Евлогий отказался от этого поручения, предложив ВЦУЗ доверить проведение ревизии П., уже находившемуся в США. Это предложение не встретило одобрения у ВЦУЗ, выразившего сомнение в «беспристрастном отношении митрополита Платона к выполнению сего дела». П. считался духовным отцом и покровителем архиеп. Александра, а проведение ревизии в Сев. Америке он видел прежде всего в «оказании посильной материальной помощи епархии в ее трудном положении». Вместо архиеп. Евлогия ВЦУЗ определило для проведения ревизии архим. Антония (Дашкевича), назначенного по предложению патриарха Тихона 22 июля 1921 г. на кафедру епископа Алеутского и Аляскинского. Его хиротония состоялась 11 дек. того же года, в Нью-Йорк он прибыл в нач. марта 1922 г. и уже через 2 недели направил в Московскую Патриархию и во ВЦУЗ доклад, в к-ром подверг деятельность архиеп. Александра резкой, но бездоказательной критике.
Доклад еп. Антония (Дашкевича) не был, очевидно, получен в Московской Патриархии, а возглавлявший ВЦУЗ митр. Антоний (Храповицкий), хотя и назвал отчет «совершенно правильным», не счел нужным предпринимать по нему к.-л. действия. Оппоненты архиеп. Александра в епархии, ознакомленные с докладом еп. Антония, ходатайствовали о назначении его на Североамериканскую кафедру вместо прежнего правящего архиерея, однако ВЦУЗ предложило еп. Антонию отбыть к месту своего служения - в Ситку «ввиду окончания миссии... по расследованию нестроений церковной жизни в С. Америке и предоставления им полного отчета по сему». Тем не менее архиеп. Александр после ревизии еп. Антония принял решение для блага Церкви уйти с поста правящего архиерея и передать управление Североамериканской епархией П. В апр. 1922 г. посетивший Москву прот. Ф. Н. Пашковский (впосл. митр. всея Америки и Канады Феофил) ходатайствовал перед патриархом Тихоном о передаче церковной власти в Сев. Америке П. Имеются сведения, что 27 апр. 1922 г. патриарх Тихон издал указ о назначении П. временно управляющим Североамериканской епархией. По др. сведениям, патриарх Тихон дал только устную рекомендацию по этому вопросу Совету епископов Зарубежной Церкви. 20 июня 1922 г. архиеп. Александр, видимо еще не имея сведений о решении патриарха Тихона, сложил с себя полномочия правящего архиерея и передал П. управление Североамериканской епархией, после чего выехал из США. В июле того же года прот. Ф. Пашковский, прибыв в Сремски-Карловци, сообщил митр. Антонию пожелание патриарха Тихона назначить П. временно управляющим Североамериканской епархией. В письме от 24 июля 1922 г. П. известил ВЦУЗ о положении дел в Североамериканской епархии, сопроводив письмо кратким отчетом.
5 сент. 1922 г. Архиерейский Синод РПЦЗ (реорганизованный 2 сент. того же года из ВЦУЗ) принял решение: «Ввиду выраженной Святейшим Тихоном, Патриархом Московским и всея России, воли о том, чтобы управление Северо-Американской епархией временно принял на себя Митрополит Херсонский и Одесский Платон, сообщенной в рапорте прибывшего из Москвы протоиерея Ф. Пашковского, от 1/14 июля 1922 г. за № 1 и ввиду согласия Архиепископа Северо-Американского Александра на передачу временного управления епархией Митрополиту Платону - считать Высокопреосвященного Митрополита Платона временно Управляющим Северо-Американской епархией».
Тем же определением еп. Антонию (Дашкевичу) было предписано «немедленно выехать к месту своей службы в Аляске для управления самостоятельной Алеутско-Аляскинской епархией» (ЦВ. 1922. № 14/15. С. 4). Хотя правящие архиереи Североамериканской епархии долгое время традиционно титуловались «Алеутскими» (пребывая при этом в Сан-Франциско, а затем в Нью-Йорке), присвоенный в 1921 г. еп. Антонию титул означал его назначение не на Североамериканскую, а на Аляскинскую викарную кафедру. Определение Архиерейского Синода РПЦЗ от 5 сент. 1922 г. формально предполагало преобразование Аляскинского викариатства в самостоятельную, находившуюся вне юрисдикции П. епархию, однако фактически этого не произошло, т. к. еп. Антоний так и не выехал на Аляску, а в 1924 г. был уволен на покой.
7-9 нояб. 1922 г. в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) состоялся III Всеамериканский церковный Собор, избравший П. правящим архиереем Североамериканской епархии. Собор присвоил П. титул митрополита всей Америки и Канады. 29 сент. 1923 г. патриарх Тихон утвердил это избрание, освободив П. от управления Херсонской и Одесской епархией. Избрание П. главой Североамериканской епархии вызвало негативную реакцию со стороны коммунистических властей СССР, к-рые надеялись через подконтрольные им обновленческие структуры (см. Обновленчество) присвоить себе «заграничное церковное имущество». В окт. 1923 г. в Москве обновленцами был «хиротонисан», а затем возведен в сан «митрополита Североамериканского» прот. И. С. Кедровский, еще в 1918 г. запрещенный в священнослужении еп. Александром (Немоловским). Прибыв в кон. 1923 г. из СССР в Нью-Йорк, Кедровский предъявил претензии на управление Североамериканской епархией.
Одновременно советские власти путем угроз навязали Московской Патриархии решение об отстранении П. от руководства епархией. 12 дек. 1923 г. на заседании Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) (см. Комиссия по проведению отделения церкви от государства) было дано поручение начальнику 6-го (церковного) отдела Секретного управления ОГПУ Е. А. Тучкову «провести через Тихона увольнение Платона от должности» (Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 533). Под давлением ОГПУ патриарх Тихон был вынужден 16 янв. 1924 г. принять постановление об увольнении митр. Платона «ввиду имеющихся данных о контрреволюционных выступлениях, направленных против Советской власти и пагубно отражающихся на Православной Церкви». Согласно патриаршему указу, предполагалось иметь особое суждение о кандидате на Североамериканскую кафедру, которому надлежало объявить патриаршее распоряжение П., принять от него все церковное имущество и управлять епархией по особой инструкции (Акты свт. Тихона. С. 309). Однако нового управляющего Североамериканской епархией свт. Тихон так и не назначил, поэтому фактически указ в юридическую силу не вступил. По заявлению Кедровского, он располагал сведениями, что патриарх Тихон, формально отстранив П. от управления епархией, одновременно дал ему «словесное приказание, а затем уведомил его письменно не уходить из Америки и не выпускать из рук Русско-Американского Церковного имущества» (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 514). Тем не менее указ патриарха Тихона усложнил положение П., которому приходилось защищать в амер. судах оспариваемые Кедровским права на имущество правосл. приходов. Так, в ходе многоэтапного судебного процесса в 1924-1926 гг. Кедровскому удалось добиться передачи обновленцам кафедрального собора во имя свт. Николая в Нью-Йорке вместе с митрополичьей резиденцией. Епархия продолжала испытывать и финансовые трудности, из-за к-рых, в частности, в 1923 г. закрылась Свято-Платоновская ДС. Греческие, сербские и сиро-арабские православные общины переходили из Североамериканской епархии РПЦ в юрисдикцию формировавшихся в Сев. Америке епархий соответствующих Поместных Церквей.
Прошедший 2-4 апр. 1924 г. в Детройте (шт. Мичиган) IV Всеамериканский Собор принял решение в целях защиты от происков враждебных вере сил из Советской России временно, до созыва нового Поместного Собора РПЦ, «объявить Русскую православную епархию в Соединенных Штатах Америки самоуправляющейся Церковью». В дальнейшем решения Детройтского Собора рассматривались критиками П. как неканоничные и ведущие к церковному разделению. Тем не менее в последующих заявлениях П. подчеркивалось, что автономия Североамериканской епархии не является автокефалией, что Американская Церковь сохраняет молитвенно-евхаристическое общение со всеми частями Русской Церкви. За богослужениями в храмах Сев. Америки продолжали поминать патриарха Тихона, а после его кончины - патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского). В окт. 1924 г. П. выступил на Архиерейском Соборе РПЦЗ в Сремски-Карловци с докладом о ситуации в Североамериканской епархии в связи с действиями обновленцев и др. неканоничных церковных групп. Архиерейский Собор подтвердил полномочия П. как правящего архиерея Североамериканской епархии и включил его в состав Архиерейского Синода в качестве постоянного члена. Не признававший полномочий П. еп. Адам (Филипповский-Филипенко), самостоятельно управлявший неск. укр. приходами на территории Канады, был запрещен Архиерейским Собором в священнослужении и вызван на суд Архиерейского Синода. По инициативе П. Архиерейский Собор РПЦЗ выступил со специальным посланием к североамер. пастве, призывая ее поддержать своего законного архиерея.
В дальнейшем у П. возник конфликт с руководством РПЦЗ из-за непризнания им административно-судебных полномочий Архиерейского Синода в вопросах церковного управления в Сев. Америке. В июне 1926 г. П. принял участие в очередном Архиерейском Соборе в Сремски-Карловци. 27 июня он выступил с докладом о положении дел в Североамериканской епархии, коснувшись, в частности, провозглашения ее самостоятельности на Детройтском Соборе. Как заявил П., такое решение позволило дать выход автокефальным настроениям, угрожавшим спокойствию и целостности Американской Церкви. П. обратился к Архиерейскому Собору с просьбой предоставить ему заверенную подписями всех участников Собора грамоту с подтверждением его прав и полномочий на управление Церковью в Америке. Такая грамота, по словам П., была ему необходима для суда с обновленцами по вопросам церковного имущества. Однако Архиерейский Собор постановил, что вопрос о просимой П. грамоте будет рассмотрен только после доклада о нестроениях в Североамериканской епархии, составленного по поручению Архиерейского Синода архиеп. Серафимом (Лукьяновым). После этого П. отказался подписать протокол заседания и покинул Архиерейский Собор, как это сделал на предыдущем заседании управляющий рус. приходами в Зап. Европе митр. Евлогий (Георгиевский), с которым у П., очевидно, была предварительная договоренность о совместном противодействии «синодальным притязаниям». Архиерейский Собор принял 1 июля 1926 г. постановление, в к-ром, обвиняя П. в автокефалистских стремлениях, потребовал от него не признавать постановления Детройтского Собора относительно самостоятельности Североамериканской епархии и подчиняться судебно-адм. власти Собора и Синода архиереев РПЦЗ. Тем же постановлением П. был исключен из состава Архиерейского Синода.
31 янв. 1927 г. П. на собрании викарных епископов епархии огласил послание к североамер. пастве, в котором заявлял о неканоничности Архиерейского Синода РПЦЗ; рус. правосл. епархия Сев. Америки провозглашалась «самоопределяющейся Церковью». П. поддержали его викарии Бруклинский архиеп. Евфимий (Офейш), епископы Аляскинский Амфилохий (Вакульский), Чикагский Феофил (Пашковский), Виннипегский и Канадский Арсений (Чаговец). Против выступил только Сан-Францисский еп. Аполлинарий (Кошевой; впоследствии архиепископ), заявивший, что будет по-прежнему признавать Архиерейский Синод в качестве высшей судебно-адм. власти, после чего П. отстранил его от управления Сан-Францисским вик-ством. Еп. Арсений не подчинился этому решению, а 27 апр. Архиерейский Синод отменил его, как неканоничное. 31 марта 1927 г. Архиерейский Синод отстранил П. от управления Североамериканской епархией и запретил его в священнослужении в пределах епархии. Это решение было подтверждено 5 сент. 1927 г. и Архиерейским Собором РПЦЗ. Т. о. возглавляемая П. Североамериканская епархия отделилась от Зарубежной Церкви под предстоятельством митр. Антония (Храповицкого); одновременно произошло церковное разделение внутри Североамериканской епархии: ок. 60 ее приходов перешло в подчинение еп. Аполлинария, назначенного Архиерейским Синодом управляющим Североамериканской епархией в юрисдикции РПЦЗ. В подчинении П. осталось более 200 приходов. В февр. 1927 г. П. вместе со своими викариями вошел в состав возглавляемого Бруклинским архиеп. Евфимием (Офейшем), главой сир. правосл. миссии, «Священного Синода Независимой Американской Православной Церкви». Такая церковная орг-ция должна была объединить все национальные правосл. общины в Сев. Америке; однако этого не произошло. Провозглашение «Независимой Американской Церкви» привело к конфликту с К-польским Патриархатом, к-рый объявил о неканоничности новой церковной орг-ции и запретил своему клиру и пастве в Сев. Америке входить с ней в к.-л. отношения. В дек. 1928 г. П. и его викарии отозвали свои подписи под документом об образовании «Независимой Церкви» и объявили ее создание личной инициативой архиеп. Евфимия. Архиеп. Евфимий в окт. 1929 г. вышел из подчинения П.; впосл. он был лишен сана Антиохийским патриархом Александром III (Таханом) за вступление в гражданский брак.
7 марта 1928 г. П. обратился с письмом к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси) как к признанному главе Русской Церкви с просьбой удостоверить, что высшая власть над Североамериканской епархией принадлежит патриаршему местоблюстителю митр. Петру (Полянскому), Временному Патриаршему Синоду РПЦ и самому П. Это требовалось для представления сведений, подтверждавших законность пребывания П. в каноническом статусе во главе епархии, в амер. суд по тяжбе из-за церковного имущества. В ответном письме от 29 апр. 1929 г. митр. Сергий предложил выполнить условие, поставленное им перед зарубежным духовенством в адресованном митр. Евлогию (Георгиевскому) указе № 93 от 14 июля 1927 г.,- прислать в Московскую Патриархию письменные обязательства не допускать в своей деятельности «ничего такого, что может быть принято за выражение нелояльности к советскому правительству». Предъявление данного требования зарубежному духовенству, очевидно, было одним из выдвинутых советскими властями условий легализации высшего и епархиального управления РПЦ. Западноевропейская епархия митр. Евлогия с нек-рыми оговорками исполнила это требование, а Архиерейский Синод РПЦЗ ответил решительным отказом. Также в письме митр. Сергий напоминал об указе патриарха Тихона об увольнении П. с Североамериканской кафедры и предупреждал, что этот указ может быть приведен в исполнение. В новом письме митр. Сергию, от 27 июня 1929 г., П. принципиально согласился дать подписку о лояльности к советскому правительству, но обещал это сделать позднее, вместе со всеми своими викарными епископами: «Дадим ответ сразу все, и митрополит и викарии; только вот Аляскинский викарий неизвестно когда возвратится из поездки по епархии». Обусловив предоставление подписки необходимостью дождаться приезда еп. Амфилохия (Вакульского), П. отложил высылку запрошенного митр. Сергием документа на неопределенное время. Кроме того, П. не исполнил и требования митр. Сергия возносить его имя за богослужением в храмах Североамериканской епархии вслед за именем патриаршего местоблюстителя митр. Петра. Одновременно П. продолжал принимать меры к укреплению самостоятельного статуса своей епархии. 25 дек. 1929 г. его решением Североамериканская епархия была официально преобразована в Митрополичий округ в Сев. Америке (Североамериканскую митрополию).
В марте 1933 г. митр. Сергий дал поручение намеревавшемуся посетить США архиеп. Вениамину (Федченкову; впосл. митрополит) выяснить действительное отношение П. к Московской Патриархии. В случае отказа П. дать подписку о лояльности к советскому правительству архиеп. Вениамин должен был объявить ему о его увольнении и вступить в управление епархией. Архиеп. Вениамин прибыл в Нью-Йорк в мае того же года и был дружески встречен П.; архиереи вместе служили в Покровском кафедральном соборе (устроенном вместо захваченного обновленцами Николаевского храма). В первых беседах с архиеп. Вениамином П. дал согласие подписать документ с обязательствами о лояльности к советскому правительству, о чем тот известил телеграммой митр. Сергия. Однако П. по-прежнему затягивал с этим, опасаясь негативной реакции амер. правосл. паствы. Когда из Московской Патриархии пришло указание с требованием скорейшего подписания документа и обязательной его публикации в амер. газетах, П. выехал в Тихона Задонского монастырь в Саут-Кейнане (Пенсильвания), где на собрании представителей епархиального клира было принято решение не давать заверений в лояльности к советскому правительству. 1 июня П. выступил с заявлением, подтверждавшим автономный статус Североамериканской митрополии. После отчета о происшедшем архиеп. Вениамина 16 авг. 1933 г. митр. Сергий и Временный Синод РПЦ приняли решение об отстранении П. от управления Североамериканской епархией, о запрещении его в священнослужении и о назначении временно управляющим Североамериканской епархией архиеп. Вениамина. 11 сент. 1933 г. П. и подчиненные ему епископы отказались принять указ митр. Сергия и заявили о сохранении самостоятельного управления Североамериканской Русской Православной Церковью до созыва каноничного Всероссийского Православного Собора. 22 нояб. того же года архиеп. Вениамин был назначен митр. Сергием экзархом Московского Патриархата в Америке, но к нему присоединилось, выйдя из подчинения П., лишь небольшое число общин.
П., скончавшийся 20 апреля 1934 г., был похоронен в Свято-Тихоновском мон-ре в Саут-Кейнане.
13 сент. 1934 г. Архиерейский Синод РПЦЗ для облегчения путей, ведущих к восстановлению церковного единства, снял посмертно с П. наложенное на него ранее запрещение в священнослужении. 19 апр. 1946 г. в ходе примирения Московского Патриархата с Североамериканской митрополией патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) разрешил совершать панихиды по П., с тем чтобы с этого момента тяготевшее над архиереем церковное запрещение считалось посмертно снятым.